Дети с РАС (расстройствами аутистического спектра) имеют особенности в работе головного мозга, вызывающие трудности в вербальной и невербальной коммуникации из-за специфического восприятия мира.
Для аутичных детей свойственны замкнутость в себе, стереотипное поведение, проблемы с выражением эмоций и социальными взаимодействиями.
Коррекционная работа для детей с РАС должна начинаться как можно раньше, чтобы максимально компенсировать нарушение навыков, необходимых для самостоятельной жизни в обществе.
Отклонения в развитии вербальной и невербальной коммуникации у детей с РАС:
- Мутизм (полное или частичное отсутствие речи при сохранности речевого аппарата). Дети могут издавать возгласы, бормотать при стрессовых, эмоциональных ситуациях, а в остальных случаях молчать и не реагировать на речь, или разговаривать с близкими – молчать с незнакомцами и в неизвестной обстановке. Способность понимать речь обычно сохраняется.
- Эхолалия, стереотипии – бездумное повторение услышанных слов и звуков. Ребёнок может повторять цитаты из любимых мультиков, речи взрослых, просто услышанные где-то звуки, причём часто без какой-либо цели и понимания их значения.
- Неиспользование речи с целью общения. Дети с РАС могут не понимать ценности общения между людьми, поэтому не стремятся учиться разговаривать и обходятся жестами. Также аутичные дети могут избегать объятий, тактильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- Трудности с диалогом и способностью вести беседу при хорошо развитой речи. Дети могут произносить монологи на интересующую их тему, не замечая реплик собеседника и его заинтересованности в общении.
- Отсутствие местоимения «Я» по отношению к себе. Дети-аутисты склонны говорить о себе во втором или третьем лице, могут не реагировать на своё имя, имеют трудности в использовании местоимений «Да» и «Нет».
- Нарушение грамматического строя речи. Дети с аутистическим расстройством часто неправильно строят предложения, испытывают затруднения в склонениях и спряжениях, меняют местами буквы и слоги в словах.
- Избегание зрительного контакта. Дети с РАС не смотрят в глаза собеседнику и стараются использовать периферическое зрение при межличностных контактах.
- Трудности с выражением собственных чувств и эмоций, а также чувств и эмоций других людей. Такие дети не считывают мимику, жесты, тон голоса и язык тела окружающих, они не могут понять, что человек расстроен или ему больно. Точно также ребёнок с РАС не в состоянии корректно выразить собственные эмоции, что часто проявляется в истериках и агрессии.
- Ограниченный круг контактов и интересов. Дети с РАС любят предсказуемость и повторяемость в действиях и поведении. Часто новые ситуации в жизни их пугают и вызывают панику, поэтому родителям так важно соблюдать распорядок дня и вводить нововведения постепенно.
- Буквальное понимание слов. Трудности в понимании переносного смысла, подтекста, метафор, иронии и сарказма. Аутичные дети испытывают трудности с воображением, понимают только прямой смысл обращения.
Не обязательно ребёнок будет иметь все вышеперечисленные особенности, их проявление может отличаться в зависимости от индивида (Аутизм имеет спектр – от незначительного нарушения коммуникации и социальных функций до тяжёлых аномалий интеллектуального развития).
В любом случае, комплексная коррекционная работа с нарушениями у детей -аутистов помогает им стать более адаптированными к жизни в обществе, усвоить навыки самообслуживания и, во многих случаях, успешно социализироваться, получить образование и работу.
Развитие речи у детей с РАС
Из-за особенностей психики дети-аутисты часто имеют проблемы с речью – это проявляется уже в первые годы жизни. Такие дети не осознают, что с помощью речи и общения можно быстро получать желаемое и влиять на окружающих, поэтому обходятся жестами и криками.
Однако правильный подход и специализированные методики могут значительно облегчить процесс развития речи и коммуникации у детей с аутистическими расстройствами.
Методы и подходы для развития коммуникации у детей с РАС:
➤ Вспомогательная или альтернативная коммуникация (ВАК). Применение ВАК помогает неговорящему ребёнку сообщить о своих чувствах и потребностях, а взрослые проговаривают вслух каждое действие, каждый предмет на картинке или устно расшифровывают обращение к ним ребёнка – всё это часто подстёгивает развитие вербальной речи, потому что он получает желаемое быстрее и проще, коммуникация доставляет ему больше положительных эмоций, и ребёнку становится ясно, в чём ценность человеческого общения.
Альтернативные средства коммуникации для детей с РАС:
- Система ПЕКС/PECS - коммуникационная система обмена карточками с изображениями. Их ребёнок-аутист показывает собеседнику для выражения потребностей, чувств и желаний.
- Жестовый язык. Его можно использовать для обучения детей с РАС совместно с проговариванием любого действия голосом. Так ребёнок воспринимает речь комплексно, в единой конфигурации слов и жестов – это называется тотальной коммуникацией.
- Коммуникационные устройства с синтезатором речи. Это электронные девайсы с воспроизведением речи, они голосом озвучивают слово, на которое нажал пользователь. Для более продвинутых детей есть приложения-коммуникаторы для планшетов и телефонов, на которых может быть собрано тысячи картинок и ситуаций, подходящих для общения.
➤ Работа с логопедом. Специализированные упражнения и методики, разработанные логопедами, могут значительно улучшить речь и артикуляцию. Повторяя за специалистом артикуляционную гимнастику, ребёнок-аутист учится правильно произносить звуки, слоги слова. Также логопед развивает у ребёнка фонематический слух и восприятие, формирует понимание правильного построения предложений, развивает мелкую и общую моторику.
➤ Социальные истории. Это сценарии, описывающие различные социальные ситуации, которые помогают ребёнку лучше понять, как взаимодействовать с окружающими. Ребёнок с РАС тяжело воспринимает смену обстановки и не может быстро ориентироваться, поэтому все новые социальные взаимодействия, такие как поход в поликлинику, в магазин, в гости или в школу, желательно предварительно «проиграть» в виде социальных историй. Обычно они выполняются в виде иллюстрированных книг или карточек, которые взрослые вместе с ребёнком раскладывают по очерёдности действий.
Дети с аутистическим расстройством легче воспринимают визуальную информацию, поэтому главный упор делается на карточки, визуальные расписания или современные приложения и программы для обучения детей с РАС, которые могут быть отличным дополнением к классическим методам обучения.
Дополнительные бонусы при развитии речи и коммуникации у детей с РАС
✅ Уменьшение истерик и агрессии. Умение общаться делает процесс социализации менее стрессовым и более продуктивным для детей с РАС. Налаживание коммуникации помогает убрать нежелательное поведение и истерики, которые возникают, в основном, из-за неспособности ребёнка объяснить окружающим словами, чего же он хочет.
✅ Повышение самостоятельности. Развитие коммуникативных навыков способствует увеличению уровня самостоятельности ребёнка. Он может «отлипнуть» от мамы и сам инициировать общение с другими людьми, и в первую очередь, со сверстниками, среди которых можно найти друзей.
✅ Образование. Более высокий уровень речи и коммуникации позволяет ребёнку эффективнее адаптироваться в детском саду или школе, получать необходимые знания и развиваться, как все прочие дети.
Оборудование для детей с РАС от «АЛМА»
Компания «АЛМА» производит широкий ассортимент продукции и оборудования для детей с РАС. Мы предлагаем как классическое предметное, так и IT-оборудование, которое расширяет спектр методик и повышает эффективность работы специалистов. А наличие сертификатов безопасности делает нашу продукцию идеально подходящей для использования в детских садах, школах и коррекционных заведениях различного профиля.
Коммуникативная книга и карточки PECS/ПЕКС
- Мы сделали коммуникативную книгу прочной и долговечной, что так необходимо с детьми, которые могут её рвать, грызть или облизывать. Книга изготовлена из гипоаллергенного пластика полипропилена, из него часто изготавливают детские бутылочки и игрушки.
- Разработано более 1000 авторских карточек PECS/ПЕКС, выполненных в современной стилистике и с приятной цветовой палитрой. Каждое действие отрисовано для двух гендеров: мальчика и девочки.
- На жёстких листах коммуникативной книги закреплены вряд ленты-липучки велкро, к которым можно неоднократно приклеивать карточки PECS/ПЕКС.
- Снизу папки идёт коммуникативная полоса, она всегда перед глазами и служит средством обмена информации между неговорящим ребёнком и взрослым. Ребёнок берёт из папки нужные ему карточки и выстраивает предложение.
- На задней стороне папки напечатаны краткие ответы: «да», «нет», «не знаю». Аутичный ребёнок может перевернуть папку и быстро дать ответ, не копаясь в карточках внутри.
- Для удобства детей есть два размера книги: маленький и большой. Цветовая палитра книг – графитовый серый и жёлтый. А за цветной ремешок книгу можно повесить на шею или на плечо.
В дополнение к карточкам PECS/ПЕКС мы разработали комплекты листов с картинками, которые помогают детям с РАС понять окружающий мир и социализироваться в обществе. Это более 20 листов с поведенческими цепочками, которые наглядно показывают правильный порядок действий для совершения стандартных гигиенических, бытовых или социальных операций, таких как поход в магазин, посещение врача, принятие душа, заправка кровати и другие.
Графическое представление информации более эффективно для аутичных людей, поэтому с «Визуальными опорами» такие дети легче адаптируются к самостоятельной жизни и пониманию сложных для аутистов социокультурных ситуаций.
Тематические таблицы выбора помогают таким детям выбирать актуальное состояние, потребность или желаемое действие.
Для аутичных детей понимание абстрактных вещей, таких как время, представляет определённую сложность. Им важна предсказуемость и повторяемость действий и событий, так они чувствуют свой контроль над ситуацией, а неопределённость будущего их пугает и нервирует, поэтому так важно обучать детей с РАС ориентации во времени и составлению распорядка дня.
В этом вам может помочь «Календарь РАС» - дидактическая панель, на которой есть модули для определения погоды, времени года, даты и дня недели. Модули «Собираюсь на прогулку» и «Планы на день» научат детей как логически выстраивать последовательность дневных событий, ориентируясь на значение времени на часах.
Дети вместе с педагогом/родителями могут приклеивать карточки PECS/ПЕКС, обозначающие нужные действия и отрезки времени, на соответствующие квадратики, так дети учатся понимать, что за чем следует, усваивают концепцию времени и избавляются от тревоги, вызванной непредсказуемостью будущих событий.
Многим детям нравится зарабатывать похвалу от взрослых и поощрения в виде фишек, наклеек и прочих бонусов. Так дети понимают, что они хорошо справляются и могут получить желаемую награду.
Для мотивации детей с РАС к коррекционным занятиям «АЛМА» создала «Лист поощрений». Это такой сундучок, на крышке которого есть углубления под поощрительные жетоны, которые зарабатывает ребёнок, правильно выполняя упражнения.
Исходя из возможностей ребёнка, на верхней крышке может быть 5 или 10 углублений и одно место крепления мотивирующей карточки. На карточке изображается награда – то, что малыш получит в конце урока, если будет хорошо себя вести. Это может быть конфета, объятия, катание на карусели и что-то другое, что привлекает ребёнка.
Такая система детской мотивации, как «Лист поощрений» проста и понятна многим детям, и помогает логопедам, психологам и родителям малышей-аутистов получать прогресс в обучении и подкреплять хорошее поведение.
Коммуникативный планшет с ПО «АЛПЭКС+»
Компания «АЛМА» уделяет особое внимание инновациям в детском образовании, поэтому в нашем ассортименте появился коммуникативный планшет «АЛПЕКС+».
- ПО «АЛПЕКС+» содержит более 2000 карточек PECS/ПЕКС, благодаря которым дети с нарушениями вербального общения могут выражать свои мысли, чувства и желания. Также родители и педагоги могут добавлять свои собственные карточки, расширяя активный словарный запас ребёнка.
- С помощью встроенного искусственного интеллекта все картинки могут озвучиваться голосом (мужским или женским на выбор).
- В программу добавлены «социальные истории», игры для помощи в социализации ребёнка с РАС. Проходя такие игры, малыши узнают, как правильно себя вести в разных обстоятельствах, в понятной и структурированной форме.
- Дополнительно планшет оснащён рядом обучающих игр для всестороннего развития ребёнка. Эти игры направлены на тренировку внимания, восприятия, памяти и мышления, что помогает детям с РАС улучшить свои когнитивные способности.
- Учитывая широкий спектр проявлений РАС, программное обеспечение «АЛПЕКС +» предлагает гибкие настройки персонализации и уровня сложности заданий. Каждый ребёнок получает индивидуальный и адаптированный для него опыт обучения.
- Сверху на планшет надевается ударопрочный чехол с ручкой. Ребёнок может носить свой коммуникатор, как ему удобно, что позволяет взять устройство с собой и общаться с родственниками, учителями и своими сверстниками.
Также в компании «АЛМА» представлены давно проверенная продукция для аутичных детей: многофункциональный «Куб РАС», межполушарные, ручные, балансировочные нейротренажеры, доски Бильгоу, мягкий магнитный конструктор «Макки»,«Яйцо Кислинга» и другие товары, которые вы можете приобрести в разделе «Оборудование для детей с РАС».
Хотя развитие коммуникации и речи у детей с РАС является сложной задачей, раннее и целенаправленное вмешательство является ключом к успешному развитию ребёнка в этой сфере. А современные методики, индивидуальный подход и богатый ассортимент оборудования «АЛМА» помогут сделать этот процесс значительно более эффективным.
Текст: Тамара Терехова