Игра — основная форма познания окружающего мира для детей дошкольного возраста, и верно подобранное игровое оборудование может способствовать правильному физическому, эмоциональному и когнитивному развитию ребёнка.
Критерии выбора игрового оборудования для детских садов:
Безопасность. Дошколята всё ещё развивают координацию и двигательные навыки, поэтому оснащение детского сада должно быть продумано так, чтобы предотвратить травматизм. Оборудование должно быть изготовлено из безопасных материалов, отвечающих требованиям СанПиН и нормам пожарной безопасности, не иметь мелких деталей, которые дети могут проглотить, или острых углов, о которые можно удариться. Спортивное оборудование должно использоваться с мягкой защитой.
Стимуляция физической активности. Детям необходимо развивать крупную и мелкую моторику, поэтому снаряжение должно обеспечивать возможности для лазания, прыжков, ползания и балансирования. Сюда входит такое оборудование как горки, качели, верёвочные лестницы, кольца, туннели и тд.
Расширение социального взаимодействия. Дети в детском саду учатся общаться и взаимодействовать с другими, поэтому оборудование должно поощрять совместную игру и кооперацию. Сюда могут относиться качели, карусели, игровые домики и другое оборудование, которым может пользоваться более одного ребёнка.
Развитие воображения. У детей есть естественная склонность развивать воображение, поэтому оборудование должно быть многофункциональным и позволять свободную творческую игру. Тут как нельзя лучше подходят песочницы, игровые домики, конструкторы, мозаики, театр теней, творческие студии по рисованию и мультипликации и другое, что позволяет детям создавать свои собственные истории и сценарии.
Интерактивное сенсорное оборудование с развивающими играми
Важным направлением развития детского игрового оборудования является внедрение цифровых технологий. Современные дети живут в мире гаджетов и электронных устройств, поэтому интерактивное игровое оборудование в ДОУ привлекает активное внимание малышей и помогает им развивать навыки и знания в безопасной контролируемой среде.
Например, игровые занятия в виртуальной реальности можно использовать для ознакомления детей с различными культурами, странами, животными, природой, для обучения цветам, формам, цифрам, буквам, базовым математическим навыкам. Интерактивные игры в ДОУ поощряют в детях любознательность, поиск самостоятельных решений и обучение словесно-логическому мышлению.
Преимущества интерактивного игрового оборудования в ДОУ:
➤ повышенная детская мотивация к занятиям;
➤ возможность создавать конкурсы, викторины, тематические презентации;
➤ коррекционное направление работы для логопедов, психологов;
➤ проведение музыкальных, спортивных занятий, праздников, тематических мероприятий;
➤ игровой формат обучения навыкам и знаниям;
➤ проведение как индивидуальных, так и групповых занятий.
Важно отметить, что интерактивные технологии не должны полностью заменять традиционное игровое оборудование. Детям по-прежнему необходимо взаимодействовать с физическим миром и развивать баланс, крупную моторику и физическое здоровье. Игровое оборудование, такое как теремки, домики, качели, горки и игры на свежем воздухе по-прежнему должны быть частью игровой зоны в детском саду.
Интерактивная проекция
Ожившие рисунки на интерактивной проекции восхищают и детей, и взрослых. И сегодня всё чаще можно встретить в оснащении детских садов оборудование для интерактивной проекции.
Интерактивная проекция — это технология проецирования на горизонтальную или вертикальную поверхность интерактивного изображения, которым можно манипулировать как сенсорным экраном смартфона: любое действие считывается датчиком движения, тут же возникает ответная реакция устройства и картинка меняется.
Такое оборудование может стать отличным дополнением к развивающей среде детского сада, поскольку оно обеспечивает детям новые увлекательные возможности для обучения, игр, танцев и физкультурных занятий. Интерактивная проекция помогает педагогам развивать в малышах творческие способности, логическое мышление, внимание, координацию движений, равновесие, навыки командной работы.
Многие детские сады успешно внедрили интерактивные проекционные системы и сообщили о положительных результатах с точки зрения вовлечённости воспитанников и эффективности результатов обучения.
Оборудование для творчества
Развитие творческих способностей детей входит в круг задач дошкольных педагогов. Малыши с самого раннего возраста могут заниматься рисованием, аппликацией, лепкой, игрой с конструктором.
Развитие творческих способностей даёт детям:
➤ умение отражать в творчестве реальный мир,
➤ стремление к познанию, овладеванию навыками,
➤ развитие воображения и эстетического восприятия,
➤ тренировка мелкой моторики пальцев,
➤ умение увидеть новое в привычных вещах, творческий поиск,
➤ навык экологичного выплеска эмоций и переживаний.
Традиционными способами развития творческого потенциала являются рисование, изготовление аппликаций, лепка из пластилина, собирание конструктора, кукольный театр или театр теней.
К более современным, вобравшим цифровые технологии можно отнести мультстудии в детском саду, где дети под руководством педагога создают настоящие анимированные картины по сюжетам своих историй.
Детская анимация помогает развивать творческие способности, речевые навыки, художественный вкус и эмоционально-эстетическое восприятия мира. Малыши изучают историю мультипликации, осваивают мультимедийные компьютерные технологии, самовыражаются в творчестве и учатся продуктивному командному взаимодействию.
Еще одним популярным направлением творческого развития для детей является рисование песком.
Рисование песком — это уникальный вид искусства, который предполагает использование песка и цветной подсветки стола для создания замысловатых узоров. Дети любят рисовать песком, потому что это приятный тактильный материал, который развивает кинестетические ощущения и позволяет им проявлять творческий подход.
Если вы являетесь руководителем детской образовательной организации, рассмотрите возможность включения детской анимации и рисования песком в оснащение вашего заведения. Это эффективный способ развивать творческие способности и воображение дошколят в интересной для всех увлекательной форме.
Программное обеспечение для ДОУ
Программное обеспечение (ПО) – это те программы, которые делают полезными интерактивное оборудование для детского сада. ПО для развивающих игр устанавливается на сенсорные панели, столы, методические комплексы и проекционные интерактивные системы.
Именно программное обеспечение содержит игры и упражнения для развития таких навыков как: математика, чтение, письмо, логическое мышление, систематизация, обобщение, внимательность, формы, цвета, иностранный язык и прочее.
При выборе программного обеспечения в ДОУ нужно учитывать следующие факторы:
Соответствие возрасту детей. Некоторые программы могут быть разработаны для детей старшего возраста и быть слишком сложными для воспитанников детского сада.
Образовательная ценность. Программное обеспечение должно содержать образовательный контент, соответствующий учебной программе ДОУ и целям обучения.
Пользовательский интерфейс. Интерфейс и функционал программного обеспечения, должны быть интуитивно понятны и просты для понимания, чтобы даже не умеющие читать малыши смогли воспользоваться оборудованием самостоятельно.
Безопасность и конфиденциальность. ПО должно иметь возможность безопасных настроек для использования детьми, чтобы сохранить конфиденциальность личной информации.
Доступность. ПО должно быть доступно широкому кругу людей, включая воспитанников с ограниченными возможностями или особыми потребностями.
Совместимость.ПО должно быть совместимо с оборудованием и операционной системой, используемыми в учреждении.
Компания «АЛМА» создаёт российское программное обеспечение для детского образования и развития. Комплексная услуга «под ключ» включает: составление грамотного технического задания, разработку, тестирование и успешное введение IT-продукта в эксплуатацию. В ассортименте «АЛМА» уже сейчас представлено программное обеспечение для обучения ПДД, дошкольной подготовки, патриотического воспитания, финансовой грамотности и многое другое.
Программные продукты «АЛМА» входят в Российский реестр программного обеспечения.
Мебель для хранения и зонирования игровых пространств
Игровое оборудование для детей необходимо компактно и рационально хранить, чтобы обеспечивать вариативность и трансформируемость предметно-пространственной среды в ДОУ.
В качестве мебели для хранения вещей и зонирования игрового пространства используются книжные полки и шкафы, ящики для игрушек, перегородки-стеллажи, специальные ковры для создания различных игровых зон.
Также в группе детского сада всегда нужны детские столы и стулья, мягкие кресла-пуфы или напольные подушки, чтобы малыши могли поваляться на них, если устали.
Для небольших пространств актуальна многофункциональная мебель-трансформер, которую можно легко изменять в соответствии с требуемыми задачами. Например, раздвижной стол со встроенными ящиками для хранения конструктора или кровати-подиумы могут служить нескольким целям и экономить пространство.
Общие требования к мебели для детского сада:
Безопасность. Изделия должны отвечать нормативам СанПиН, действующим ГОСТам и техническим регламентам. Не должно быть острых углов, выпирающих деталей и крепежа, поверхности должны быть гладкие, тщательно обработанные.
Надёжность. Все элементы должны быть качественно зафиксированы, чтобы дети не смогли их оторвать или пораниться. Прочная конструкция, нескользящие поверхности, повышенная влагостойкость - всё это важные характеристики, на которые следует обратить внимание.
Эргономичность. Мебель для группы детского сада должна ростовым и весовым параметрам детской возрастной категории, для которой она предназначена.
Доступность. Всем воспитанникам, в том числе для детям с ОВЗ, должно быть удобно и приятно пользоваться любой мебелью и оборудованием в детском саду.
Компания «АЛМА» производит все виды корпусной мебели для организации игрового и образовательного пространства в ДОУ. Мебель легко комбинируется между собой, функциональна и экологична.
Виды корпусной мебели для ДОУ от «АЛМА»: стеллажи, тумбы, парты, столы, стулья, полки, стенды и многое другое.
Дидактическое и игровое настенное оборудование
Стены в детской организации могут служить для расширения игровой и образовательной среды. Дидактическое и игровое настенное оборудование представляет собой разнообразные панели и бизиборды, способствующие когнитивному и физическому развитию детей младшего возраста.
Интерактивные панели оснащаются образовательным программным обеспечением, где дети проходят лабиринты, головоломки и развивающие игры для подготовки к школе получают знания по какому-либо направлению развития в ДОУ, например, финансовая грамотность или экологическое образование.
Дидактические панели помогают педагогам в проведении занятий по образовательным программам ДОУ, например: патриотическое воспитание, основы безопасности, трудовое воспитание, физическое развитие, гигиена человека и многое другое. Развивающие элементы на панелях стимулируют внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук, эстетическое восприятие.
Бизиборды — это классическое развивающее оборудование с сенсорными элементами по системе Монтессори. Панели с закреплёнными «игрушками» помогают малышам осваивать щеколды, замки, шестерёнки, переключатели и прочие «взрослые» предметы в безопасной игровой среде. Также с бизибордами весело и интересно изучать геометрические фигуры, часы, счёт, цифры и буквы.
Конструкторы и робототехника
Конструкторы — одно из любимых занятий детей всех поколений. Современные конструкторы изменяют внешний вид, становятся разнообразнее по материалам и крепежу, совершенствуются в способах управления до робототехники, так что ребёнку любого возраста найдётся увлекательное занятие.
Игровое оборудование, основанное на конструировании - от простых кубиков до сложных роботизированных механических устройств - помогает детям развивать мелкую моторику, пространственное мышление, навыки математики, физики, программирования, способности к коммуникации и решению аналитических задач. Конструкторы также поощряют творчество и воображение, поскольку дети могут создавать не только по схемам, но и выдумывать модели из головы.
Детское игровое оборудование на основе робототехники, такое как программируемые роботы и электронные конструкторы, может стимулировать интерес дошколят к науке, технологиям, и инженерии, что впоследствии может определить их выбор профессии.
Поэтому в детских садах наблюдается стабильный интерес к конструкторам и кружкам робототехники в оснащении предметно-развивающей среды для детей.
Детское игровое и спортивное оборудование
Физическое развитие является важным аспектом общего роста и развития ребёнка. В детском саду дети должны иметь доступ к разнообразному оборудованию, способствующему физическому развитию:
Оборудование для спортивного зала
В детских садах должны быть разнообразные спортивные сооружения, подходящие для разных возрастных групп и уровней квалификации. Примерами могут служить шведские стенки, лестницы, канаты, гимнастические кольца и брусья, детские скалодромы, балансиры. Оборудование для спортивного зала отлично подходит для развития у детей равновесия, координации и общей моторики тела.
Спортивный инвентарь
Мячи, скакалки, обручи – это отличный способ развить зрительно-моторную координацию и крупную моторику тела. Также сюда относятся кольцебросы, кегли, городки, балансировочные мостики и другое оборудование для подвижных командных игр.
Трёхколесные велосипеды и самокаты
Езда на трёхколесных велосипедах и самокатах — это азартный и увлекательный способ развивать общую моторику тела, вестибулярный аппарат и координацию.
Они могут быть использованы как на уличной прогулке, так и при организации детской эстафеты в спортивном зале.
Нейротренажёры
Нейротренажёры тренируют моторные навыки, ловкость, координацию движений, стимулируют мозжечковую активность и развитие межполушарного взаимодействия. В весёлой игровой форме дошколята гармонично развивают тело и мозг одновременно.
К нейротренажерам относятся: балансировочные доски, ручные лабиринты, нейровосьмёрки, балансировочные мостики, межполушарные доски, рокерборды, геоборды, массажные тактильные коврики и тд.
Мягкие игровые модули
Детское игровое оборудование из мягких материалов - популярный вариант для игр в помещении, будь то группа детского сада или спортивный зал. Это оборудование изготовлено из пенопласта, поролона и других мягких материалов, что делает его безопасным для активной физической деятельности.
Мягкие игровые модули бывают разных форм, размеров и цветов и могут быть использованы для строительства полос препятствий, туннелей, домиков и укрытий. Способствуют развитию физической активности, моторных навыков и координации.
Физическое развитие является важнейшим компонентом общего роста и развития ребёнка, и детские сады должны стремиться иметь широкий выбор оборудования и занятий, способствующих правильному физическому развитию.
Оборудование для уголка психологической разгрузки
Уголок психологической разгрузки призван решать одну из важных задач стандарта дошкольного образования – создания благоприятных условий для расслабления, уединения, ощущения безопасности и комфорта, что составляет важную потребность каждого ребёнка.
Сенсорная и психологическая разгрузка идут бок о бок, ведь маленькие дети ещё не в совершенстве владеют свои телом и могут испытывать трудности с обработкой сенсорной информации, что приводит к чувству тревоги и подавленности. Уголок психологической разгрузки (или сенсорная комната) обеспечивает безопасную и контролируемую среду, где дети могут исследовать различные сенсорные стимулы, учиться справляться со стрессом и негативными эмоциями, развивать навыки эмоциональной регуляции.
Кроме того, оборудование для психологической разгрузки может быть использовано для физического развития. Вестибулярный аппарат, который отвечает за равновесие, малыши могут тренировать с помощью балансировочных досок, сенсорных мостиков, гамаков и сухих бассейнов. Это помогает детям сбросить напряжение и, одновременно, развивать крупную моторику тела.
Оборудование для уголка/комнаты психологической разгрузки включает: воздушно-пузырьковые и световые колонны, ночники, сухие бассейны, гамаки, мягкие качели-коконы, сухой душ из фибероптических волокон, песочницы с тактильным песком, кинезио-мешочки, тактильные мячи, бизиборды, балансировочные мостики, тактильные панели с отделкой из различных материалов, домики или шалаши для уединения, мягкие бескаркасные кресла и пуфы.
Если позволяет площадь, то можно сделать целую комнату с функцией психологической разгрузки. А если вы стеснены в квадратных метрах, то можно выделить какой-то уголок или зону под релаксацию и уединение. Поможет в этом выбор универсального оборудования, которое можно трансформировать под свои нужды.
Если вы ищете игровое оборудование в ДОУ, то свяжитесь с менеджерами компании «АЛМА». Мы подберём необходимое вам предметное и интерактивное оборудование для группы детского сада, спортивного зала и других помещений. Продукция компании «АЛМА» имеет все сертификаты безопасности и соответствует обновлённому ФГОС на 2023–2024 годы.
Текст: Тамара Терехова