В Казахстане основным законом, который регулирует образовательную деятельность, является Закон Республики Казахстан «Об образовании», принятый в 1999 году.
Согласно этому закону, образование в Казахстане является государственной обязанностью и предоставляется гражданам на бесплатной основе. Государственная политика в области дошкольного воспитания и обучения (ДВО) нацелена на обеспечение равных возможностей для качественного образовательного старта каждого ребёнка.
Законодательная база, установленная Законом «Об образовании», подчёркивает значимость ДВО как первого уровня системы образования, доступного для детей с 1 года и до начала школьного обучения, ведь инвестиции в раннее развитие детей значительно влияют на успешность их будущей карьеры и экономическое процветание общества в целом.
Увеличение числа детских садов
С целью расширения доступа к ДВО и создания равных стартовых возможностей для детей, государственная политика направлена на расширение сети дошкольных организаций по стране и автоматизацию процессов постановки на очередь, что уже привело к сокращению списков ожидания в 1,5 раза.
За последние три года количество дошкольных организаций увеличилось и составляет 11104 учреждений, что на 454 единицы больше, чем в 2020 году. Охват детей ДВО значительно расширился, на конец 2022 года детские сады посещало 965204 ребёнка (на 9% больше, чем в 2020 году). Тем не менее, несмотря на увеличение количества мест в дошкольных учреждениях и рост охвата ДВО, проблема дефицита мест остается актуальной из-за растущей рождаемости и миграционных процессов.
Проблема превышения спроса над предложением усугубляется ожидаемым увеличением очерёдности в ближайшие годы из-за роста рождаемости, зафиксированного в 2020 и 2021 годах. Это поднимает вопросы о необходимости ускорения темпов строительства новых детских садов для обеспечения своевременного доступа всех детей к дошкольному образованию.
Казахский язык обучения
Приоритетным направлением в области ДВО является расширение сети дошкольных учреждений с казахским языком обучения, что отражает стремление к сохранению национальных ценностей и культуры через дошкольное образование.
Ещё 30 лет назад в 1993 году на казахском языке обучалось всего 37 % воспитанников. Но радостно, что эта цифра постоянно растёт. На конец 2022 года количество детских учреждений с казахским языком обучения составило 66,9 % от общего числа, что на 1,9 % больше по сравнению с 2020 годом. Ряды областей с преимущественным казахским языком в области ДВО пополнили Атырауская и Мангистауская области, город Шымкент.
Развитие цифровой образовательной среды
Современные вызовы, включая пандемию COVID-19, показали необходимость модернизации системы ДВО и развития цифрового образовательного контента для дошкольников. Проблема заключается в недостаточности технического оснащения и качественного цифрового контента для детей, что ограничивает возможности их развития в современной цифровой среде.
Цифровая образовательная среда в детских учреждениях способствует формированию у детей информационной грамотности с раннего возраста. В игровой форме дети знакомятся с основами работы на компьютере, планшете или интерактивной доске, что готовит детей к дальнейшему обучению в школе, где цифровая среда становится неотъемлемой частью обучения. Также занятия развивают логическое мышление, внимание, память и концентрацию.
Использование образовательных программ и приложений обогащает учебный процесс, делает его более интерактивным и захватывающим. Цифровые образовательные ресурсы предоставляют широкий спектр возможностей: игры, анимации, интерактивные задания и виртуальные экскурсии расширяют кругозор детей и углубляют их знания о окружающем мире.
В связи с этим, важно развивать объём цифрового контента для детей раннего возраста, включая анимационные фильмы и обучающие программы, освещающие национальные ценности.
Развитие инклюзии и увеличение числа коррекционных педагогов
Также выявлена проблема недостаточной адаптации инфраструктуры и образовательной среды дошкольных организаций к поддержке инклюзивного обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями(ООП). Для полноценного обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей с ООП недостаточно специальных педагогов (учитель-дефектолог, дефектолог, логопед, педагог-психолог, педагог-ассистент).
Это указывает на необходимость модернизации дошкольных учреждений для создания образовательного пространства, обеспечивающего инклюзивность, поддержку индивидуальности и особенностей развития каждого ребёнка. Также в приоритете расширение числа и наращивания профессионального потенциала коррекционных педагогов в детских садах, что позволит предоставлять качественное образование детям с ООП и обеспечивать равные возможности для их развития и интеграции в социум.
Патриотическое воспитание
Ключевыми направлениями воспитательной работы являются духовно-нравственное, национальное, семейное воспитание, а также воспитание патриотизма и гражданственности.
В рамках нравственно-патриотического воспитания в детских садах Казахстана, особое внимание уделяется развитию интереса к национальной культуре, формированию чувства любви к родному краю и Родине. Важной частью программы является знакомство детей с государственными символами Республики Казахстан, столицей страны и её областями, а также с традиционным жильём казахского народа - юртой.
Программы воспитания также направлены на развитие у детей понимания значения природы, исторических мест и культурного наследия Казахстана, а также на приобщение к творческой деятельности через изучение искусства казахского народа. Важная роль отводится семейному воспитанию, где подчёркивается влияние образа жизни в семье на формирование личности ребёнка.
Цель патриотической программы для дошкольников - не только обогатить знания детей о Казахстане, но и воспитать у них чувство гордости и принадлежности к национальным ценностям, формирование у детей уважения к героям страны, понимание важности государственных праздников и активное включение в культурную жизнь общества.
Оценка качества образования
Одним из ключевых пунктов является разработка и внедрение системы независимой национальной оценки качества дошкольного образования, планируемой к реализации до декабря 2026 года.
Обеспечение качества образования включает оценивание знаний воспитанников, аккредитацию или оценку деятельности образовательных организаций и их программ. На системной основе вводится государственная аттестация, где будет обеспечиваться контроль учебных планов и программ, соответствия организаций квалификационным нормам, удовлетворённости родителей качеством услуг.
В рамках внешнего обеспечения качества также будет осуществляться контроль за соответствием дошкольных организаций минимальным требованиям безопасности и качества. Это касается как новооткрываемых, так и уже функционирующих учреждений.
Компания «АЛМА» стремится соответствовать динамике развития образовательной сферы в Казахстане, адаптируя свои продукты и услуги под текущие требования и тенденции.
✔ Основное внимание в «АЛМА» уделяется внедрению цифровых технологий и современных образовательных методик, что позволяет создавать универсальные и гибкие образовательные решения.
✔ «АЛМА» поддерживает принципы инклюзивного образования и выпускает оборудование и программы для логопедов, педагогов-психологов, специалистов РАС и других коррекционных педагогов.
✔ Кроме того, компания разработала серию обучающих программ для учителей, направленных на повышение их профессионального уровня, знакомство с инновационными продуктами компании и применение их в новых образовательных программах Казахстана.
✔ Цель компании «АЛМА» - обеспечение качественной образовательной среды для юных граждан Казахстана, способствующей гармоничному развитию личности каждого ребёнка.