В 2024 году тенденции российского образования показывают стремление к созданию более целостной, современной и инклюзивной образовательной системы. Упор делается на укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей, развитие патриотизма и гражданственности, а также усиление акцента на практические навыки и безопасность жизнедеятельности во всех сферах.
Давайте рассмотрим подробнее, что же ждёт нас в следующем году.
1. Укрепление традиционных ценностей и патриотическое воспитание
Программы и мероприятия в образовании теперь должны рассматриваться через призму соответствия традиционным духовно-нравственным ценностям. Согласно указу, к ним относятся:
- жизнь, достоинство, права и свободы человека;
- патриотизм, гражданственность, служение Отечеству;
- высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд;
- приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость;
- коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение;
- историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
В рамках усиления патриотического воспитания в школьную программу 2024 года могут быть введены новые обязательные предметы, такие как основы безопасности и защиты Родины, черчение для специализированных классов, основы духовно-нравственной культуры народов России и начальная военная подготовка (как модуль в рамках предмета ОБЖ).
2. Всесторонняя безопасность
Большое внимание уделяется обучению безопасности в различных аспектах жизнедеятельности, начиная с дошкольных организаций и заканчивая вузами. Программы просветительской деятельности охватывают все стороны жизни: от безопасности на дорогах до мер профилактики в цифровом пространстве.
Основные направления безопасности жизнедеятельности:
✔ на дорогах, на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры,
✔ на водных объектах,
✔ на природе,
✔ в бытовой сфере и социуме,
✔ при террористических атаках,
✔ в информационном и цифровом пространстве.
Создаются программы для получения учителями, классных руководителями и родителями необходимых компетенций для того, чтобы они могли самостоятельно учить детей, как безопасно вести себя на дорогах, возле водоёмов, во время пожара и в других опасных ситуациях. Особое внимание будет уделяться обучению безопасному поведению в экстремальных условиях, предотвращение травматизма и детской смертности от контактов с минами и иными взрывчатыми веществами.
3. Пропаганда здорового образа жизни
В 2024 году усилится разработка и реализация образовательных программ и мероприятий, нацеленных на формирование устойчивых привычек здорового образа жизни, укрепление здоровья детей и семей с детьми, а также внимание будет направлено на популяризацию культуры здоровья семьи как базовой ценности.
Важной составляющей программы укрепления здоровья становится спорт, в частности, такие инициативы, как программа «Плавание для всех». Ценность этой программы заключается в том, что она открывает новые возможности для обучения детей навыку плавания и охватывает широкий спектр образовательных учреждений, а также в центров дополнительного образования и оздоровления.
Также одной из составляющих пропаганды здорового образа жизни является профилактика вредных привычек. Усилия в этом направлении включают разработку и реализацию мероприятий, направленных на снижение потребления табака и алкоголя среди подростков. Эти инициативы не только способствуют формированию здоровых привычек и сознательного подхода к жизни у молодого поколения, но и предотвращают ряд социальных проблем.
4. Укрепление роли педагогов в воспитании
Подчеркивается активное участие педагогических работников в воспитательном процессе: теперь учителя должны не просто преподавать свой предмет, но в уделять внимание морально-нравственному воспитанию подрастающего поколения, особенно в аспектах, связанных с семейными ценностями и патриотизмом.
5. Непрерывное обучение педагогов
Обучение на протяжении всей жизни позволит педагогам восполнять пробелы в знаниях и соответствовать современным тенденциям в отрасли детского образования РФ. Повышение квалификации педагогических работников будет проводиться по многим сферам, включая дополнительные программы по информационной безопасности и цифровой грамотности. Это обусловлено необходимостью адаптации к быстро меняющемуся современному миру.
6. Возвращение уроков труда
С 1 сентября 2024 года вводятся обязательные уроки труда в начальных и средних классах. Занятия будут сосредоточены на различных практических знаниях, в том числе столярном деле, шитье, кулинарии и других бытовых навыках.
Пока непонятно, станут ли уроки труда отдельным предметом в дополнение к существовавшим ранее урокам технологии, или заменят их.
Сейчас уроки технологии представляют собой комплексный предмет, выстроенный по блочно-модульной системе. В программу могут входить различные блоки, включая робототехнику, программирование, ведение хозяйства, деревообработку или дизайн интерьера. Учителя имеют гибкость в изменении рабочих программ в зависимости от доступного оборудования и материально-технического обеспечения.
Акцент смещался на современные технологии и профориентацию, отражая более актуальный подход к образованию, где ученики могли приобретать навыки 21 века и знакомиться с будущими профессиями на практике, посещая колледжи, ПТУ, заводы и пожарные части.
Заменят ли уроки труда технологию? И как быть с отсутствующей почти во всех школах материально-технической базой, ведь даже традиционные инструменты, такие как швейные машинки и станки, стали более сложными, технологичными, с программным управлением. Всё это потребует не только значимых финансовых вливаний, но и дополнительных площадей.
7. Запрет использования мобильных телефонов на уроках
Учащимся школ запрещено использовать мобильные телефоны во время учебных занятий, за исключением ситуаций, связанных с угрозой жизни или здоровью.
Как это будет реализовываться на практике, точных рекомендаций нет. Нужно ли будет отбирать телефоны у учеников при входе в класс или достаточно жёсткого запрета на извлечение мобильников из портфелей?
Ведь школьникам разрешается пользоваться телефонами во время перемены или по пути в школу и обратно. Да и родители учеников с диабетом должны быть постоянно на связи с детьми, чтобы контролировать уровень глюкозы в крови через мобильные приложения.
Некоторые учителя выражают беспокойство - в случае экстренной ситуации ученики первым делом устремятся к своим телефонам, что будет вызывать путаницу и драгоценную потерю времени.
8. Возвращение «Серебряной медали»
Анонсировано возвращение практики награждения выпускников «серебряной» медалью за достижения в учёбе, которая ранее сосуществовала с «золотой». Теперь, помимо определённых академических достижений, учащиеся также смогут быть отмечены «серебром» за достижения общественного характера.
Подробности о привилегиях для обладателей таких наград и критериях, необходимых для получения медали на Едином государственном экзамене, пока не уточнены.
Компания «АЛМА» стремится отвечать современным тенденциям российского образования, адаптируя свои продукты и услуги к текущим потребностям образовательной сферы в России.
«АЛМА» фокусируется на интеграции цифровых технологий и актуальных методик преподавания, создавая многофункциональные и адаптивные образовательные продукты. Мы поддерживаем инклюзивное образование и приветствуем развитие ключевых навыков 21 века у детей, начиная с детского сада и до школы.
Компания также открыла направление обучающих курсов, чтобы обеспечить педагогов необходимыми инструментами и информационными ресурсами для повышения квалификации, знакомства с нашими передовыми технологическими решениями и реализацией новых требований российского образования.
Наша стратегия направлена на создание качественной образовательной среды, отвечающей актуальным задачам образования и обеспечивающей всестороннее развитие личности каждого ребёнка, что делает «АЛМА» значимым участником в области современного российского образования.
Текст: Тамара Терехова